Биоморфы - жизнеподобные формы, порожденные не биологией, а абстрактными правилами. Это форма, объект или существо, основанное на органических, живых формах, но не обязательно существующее в природе. Термин происходит от греческих слов bios («жизнь») и morphē («форма»). Биоморфы могут быть как художественными абстракциями, напоминающими живые организмы, так и фантастическими существами, созданными на стыке биологии и технологии.
В искусстве биоморфизм выражается в текучих, органических, часто сюрреалистичных формах, или, например, в виде существ, синтетических организмов или биомеханизмов, сочетающих живую ткань и технологию.
Биоморф как медиум
Вместо привычных символов художник работает с формами, вызывающими ощущения тела: изгибы, пульсации, внутренние структуры. Это язык, понятный без слов на уровне инстинкта, сна, страха, желания. С биоморфами автор не описывает реальность, а конструирует свою, по законам тела, сна и ужаса. Биоморфы позволяют:
- выражать эмоции, которые нельзя рационализировать: тревогу, влечение, отвращение;
- создавать пространства вне времени и природы - органичные, но невозможные;
- говорить о телесности, не сводя её к анатомии.
Художник как проводник, а биоморф - форма, которую выбирает подсознание автора.
Например: самый известный гигеровский биоморф - Чужой (Xenomorph) из одноимённого фильма Ридли Скотта (1979). Он создал существо, у которого:
- глаз нет, но есть чувствительность;
- тело покрыто хитиновой, но “живой” бронёй;
- форма одновременно человекоподобна и глубоко чужда;
- нет речи, но есть абсолютный ужас.
Этот образ стал классикой биоморфного ужаса: рожденный не из биологии или механики, а из подсознания. Гигер говорил, что его биоморфы - воплощения страхов, часто навязчивых, которые он не мог выразить словами. Его искусство - психоанализ через форму. Каждый его биоморф это тень человека, вытянутая через металл, плоть и бессознательное.